Кровавые события в узбекском городе
Андижане, имевшие место в мае этого года, вызвали неоднозначную реакцию в
мире. Одни эксперты рассматривали их как продолжение «тюльпановой» революции в
Киргизии. Другие расценили их как решительные действия Каримова, у которого не
было другого выхода кроме как при помощи армии и полиции подавить выступление
боевиков, намеревавшихся проникнуть вглубь Средней Азии. При этом, многие
обозреватели расходятся во мнениях, как дальше сложится обстановка в регионе.
Правительство Узбекистана и прежде
всего президент И. Каримов пытаются убедить общественное мнение, что несмотря
на тяжелое наследие, полученное от советской эпохи, республика сумела выйти из
кризиса и встать на «путь устойчивого роста экономики и повышения качества
жизни населения». Так ли это? Обратимся к фактам.
В официальной печати превозносится
некая национальная узбекская модель социально-экономического развития, которая
якобы позволила добиться эффективных результатов. На самом деле в Узбекистане в
последние годы значительно усилился разрыв между самыми богатыми и самыми
бедными слоями населения. Большинство промышленных предприятий не работает.
Безработица приняла массовый характер, многие в поисках работы уезжают в чужие
края. Жизненный уровень основной части населения резко снизился. А тем, кому
удается найти работу, могут заработать не более 15-20 долларов в месяц. Отчаявшись,
некоторая часть населения, стала пополнять криминальные группы.
Еще более тягостная картина
сложилась в Ферганской долине. Там самая высокая в Средней Азии плотность
населения при крайне слабо развитой инфраструктуре. Образовался огромный
переизбыток рабочей силы, которая не может найти себе применения и обречена на
полуголодное сосуществование. Фактическими хозяевами в республике стали
новообразованные кланы. Лидеры кланов не делают различий между госказной и
собственным капиталом, сколачивая невиданные состояния преимущественно на
бюджетные средства.
Обладая реальными рычагами
управления во многих отраслях экономики, они проявили себя как непревзойденные
взяточники, контрабандисты и махинаторы. Фирмы и предприятия правящей элиты
работают в особо привилегированном режиме. Когда владельцем ташкентского завода
по розливу прохладительных напитков «Кока-Кола» являлся зять президента
Каримова – Мансур Максуди, инспектора из налогового и таможенного ведомств
закрывали глаза на грубые нарушения закона. После развода дочери президента
Гульнары с мужем по требованию «сверху» была проведена ревизия на предприятии,
которая «вдруг» обнаружила неуплату налогов в огромных размерах. Можно ли
после этого сомневаться, что Узбекистан стал типичным тоталитарным
государством?..
Трудно представить, что по
результатам демократических выборов правящий режим согласится на мирную
передачу власти другим силам, согласится на либерализацию общественного строя.
На состоявшихся в январе 2005 года парламентских выборах участвовало 5
политических партий, но ни одна из них не стояла на оппозиционных позициях, а
напротив, все подчеркивали свою лояльность президенту. Выборы подтвердили, что
Каримов правит республикой как правили феодалы в далеком прошлом. Ему
принадлежит такое заявление: «Я не согласен, что мы оказываем оппозиционным
партиям в регистрации. В стране просто нет оппозиции».
Свобода слова
Директор центра экстремальной
журналистики Олег Панфилов, приезжавший в Ташкент для проведения семинара среди
местных журналистов, отмечал, что все они работают в состояние постоянного
страха. Они были удивлены, узнав, что пресса в праве требовать от властей
исполнения принятых законов. Но они твёрдо знали другое: за малейшее проявление
самостоятельности всегда следовало увольнение за недостаточную сознательность
или ещё хуже, за допущенное инакомыслие. Потому среди журналистов получило
развитие внутренняя самоцензура с сочетании с чувством самосохранения. В
условиях тотального контроля, многие журналисты вынуждены отправлять свои
статьи в зарубежные издания. Но даже это не гарантирует прогрессивных
журналистов от преследования со стороны спец служб. Заблокировали в республике
показ по всем каналам кабельного ТВ недавно созданный фильм «Мужчина». Фильм не
публицистический, не документальный, об обычном сельской узбекской семье,
проживающей в горном кишлаке. Но действие разворачивается на фоне всеобщей
нищеты, когда единственным способом выжить является работа на чужбине.
Инакомыслие
В докладе ООН, подготовленном в 2002
году, отмечалось, что «пытки в узбекских местах заключения- систематическое и
широко распространённое явление.» утверждения руководителей силовых структур,
что в последнее время они активно борются с подобными фактами в тюрьмах и
колониях, не соответствуют действительности и решительно опровергаются
правозащитными организациями. По некоторым данным за последние 5 лет в тюрьмах
от побоев умерло не менее 10 человек. В ежегодных докладах Госдепартамента
приводятся данные, как в Узбекистане широко практикуются самые дикие пытки:
людей варят живьём, прикрепляют им электроды на половые органы, вырывают
плоскогубцами ногти на руках и ногах.
Как сообщила «Международная
амнистия» летом 2002 года к шести годам лишения свободы была приговорена
62-летняя Фатима Мухадирова. Эта женщина слишком громко протестовала против
пыток, которым подвергался её сын Музафар Авазов, умерший затем в ташкентской
тюрьме. Университет в Глазго изучил фотографии трупа Авазова и нашёл, что его
опустили в кипящую воду, били по голове, вырывали ногти на пальцах рук.
Множество подобных примеров приводил
бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Мюррей, который за время работы
в республике беседовал с десятками местных жителей. И все они в один голос
заявляли, что подвергались тяжёлым и унизительным пыткам, и выдержав их,
вынуждены были оговорить себя или своих родственников, признав якобы имевшую
месть связь с бандами Бен-Ладена. Дело в том, что узбекским властям хотелось
доказать связь между мусульманской оппозицией и «Аль Каидой», чтобы оправдать
тюремные заключение тысяч человек, обвинённых нелояльном отношении к режиму
Ислама Каримова. И тем самым повысить свою роль перед Западом, и прежде всего
США, в борьбе с международным терроризмом.
Светское государство
Несмотря на многие негативные
стороны нынешнего тоталитарного режима в Узбекистане, которые не могут принять
и тем более одобрить подавляющее большинство западных стран, нельзя отрицать
светский характер правления Ислама Каримова. Он заключается прежде всего в
непримиримости к вакабизму, исламскому фундаментализму, решительной борьбе с
планами создания всемирного халифата, теократического мусульманского
государства.
На территории республики действуют
террористы из организации «Хизб ут Тахир», которые хотели, изнутри подорвать и
ликвидировать нынешний конституционный строй и создать в Средней Азии второй
Иран, а если повезёт то и второй Афганистан. Они считают своим главным врагом
США, евреев и светские режимы в Средней Азии. Правительство давало этим
экстремистам должный отпор. Однако нередко эти репрессии касались и более
широкого круга лиц. Узбекский режим подавлял и мусульман, не связанных с
насилием, отправлял за решётку тысячи людей за проведение религиозных обрядов в
мечетях, не зарегистрированных государством.
Но в целом Каримов препятствовал
проникновению экстремистов вглубь Средней Азии, а оттуда в Россию, а возможно и
в Европу. Потому большинство демократических государств старалось не обращать
внимания на имевшие место нарушения прав и свобод граждан в Узбекистане. Такое
отношение к Каринову стало ещё более благоприятным после 11 сентября 2001, когда
США потребовалось иметь военную базу в Узбекистане для более эффективной борьбы
с афганскими талибами. Помощь США позволяла Каримову рассчитывать в любой
ситуации на американскую поддержку. Россия, не желая потерять окончательно свои
позиции объявила Узбекистан своим стратегическим союзником. Возможно, это
объясняет почему Каримов решился на крайние меры 13 мая в Андижане.
Тюремная революция
Исламские радикалы умело
использовали состояние полуголодных людей, сознание которых было отравлено
религиозными фантазиями. Безусловно, организаторы мятежа хорошо продумали
сценарий своей акции. Они первоначально напали на военный городок, где
захватили оружие, потом освободили более 450 заклучённых, а затем, захватив
заложников, завладели зданием городской администрации. Программа их требование
характерна для вахабистов; они добивались ликвидации конституционного строя в
Узбекистане и передачи власти в руки мусульманских фундаменталистов. Ислам
Каримов не стал отсиживаться в своей резиденции, а, в отличии от Акаев, прибыл
на место событий и пытался договориться с мятежниками. Когда переговоры зашли в
тупик, он пошёл на крайнюю меру, приказал из БТР стрелять по зданию, где
находились мятежники и заложники. Полилась кровь: первоначально было сказано о
10 убитых омоновцах. Потом было заявлено о 169 убитых города Андижана, а по
данным журналистов их число составляет 749 человек. Укрепил ли этой акцией
Ислам Каримов свои позиции в Узбекистане и за её пределами? Ответ
отрицательный. Безусловно, решение социально- экономических, политических,
этнических, религиозных проблем не облегчилось, а усложнилось. Болезнь только
загнана вглубь, не установлен её диагноз, а тем более не найден метод лечения. Напротив,
есть опасность распространения метастазов. Конечно, Каримов примет
дополнительные меры для сохранения и укрепления своей власти, накажет тех, кто
недостаточно бдительно охранял его интересы. Но долго ли удастся держать народ
в такой жёсткой узде? Официальный Ташкент сообщает, что обстановка в Андижане
стабилизировалась. Но продолжаются волнения в городах Андижанской области. О
чём всё это говорит? Последняя точка в майских событиях не поставлена.